@studiosapage

Как подобрать видеооператора?

                В этой статье мы попытаемся показать Вам то, на что необходимо обратить внимание, когда вы будете подбирать себе на праздник видеографа.

Толи это свадьба, толи юбилей, толи детский праздник, вы должны помнить, что второго такого момента не будет, и если вы подберете неправильно видеооператора, то либо вы, как минимум, просто выкинете деньги на ветер, толи получите далеко не то, на что рассчитывали и поверьте, это будет далеко не самый худший вариант. Иногда мы слышали, что заказчик вовсе ничего не получал. Обо всем об этом пойдет речь дальше.

                В данное время появилось очень много так сказать аматеров – студентов, которые покупают какую либо видео аппаратуру и пытаются с ней заработать на видеосъемках. В первую очередь от таких «субъектов предпринимательской деятельности» страдают утренники в детских садах. На них обычно люди учиться снимать видео, надеясь на то, что «и так сойдет», и к нашему удивлению, под прикрытием недобросовестных заведующих, действительно проходит.

Очень много стало случаев, когда к нам обращаются люди и просят сделать качественный видеомонтаж с «далеко не профессионального» видеоматериала. Если этот материал снял заказчик на свою видеокамеру, то это одно. Но если за эту съемку Вы заплатили деньги – это очень грустно! Например: при росписи молодых у видеооператора камера дрожала так, что в кадре постоянно было видно только часть лиц молодых, или посередине тоста видеооператор пытался перевести камеру от тостующего на именинника и получилось, что середина тоста вывалилась. Все эти дефекты мы исправили, но качество видеофильма получилось далеко не то, которое хотелось бы.

Так же вы должны помнить, что если таких дефектов за весь праздник отснято много, то на их исправление уходит безумно много времени, а за это время всегда будете платить Вы, как заказчик.

Часто стали встречаться дефекты, в основном, когда пытаются снимать DSLR камерами (фотоапаратами) и нет резкости (четкости) картинки. Видео получается слегка смазанным. Это связанно с тем, что в данных камерах все настройки производятся вручную, и тот видеооператор, который снимал Ваш праздник произвел их неправильно. Вот этот дефект убрать практически невозможно. У нас был один случай, когда нам принесли видеоматериал, в котором полностью вся съемка в ЗАГСе была испорчена и ничего сделать не удалось, т.к. не было отснято достаточное кол-во перебивок (профи нас поймут).

И наконец, были вообще вопиющие случаи: первый случай содержал в себе относительно неплохой видеоматериал, но аудио материал содержал дополнительный звук в виде монотонного постоянного писка. Второй случай содержал в видеоматериале полосы, как от пожеванной пленки в видеомагнитофоне (если кто-то помнит, как это было). Первый дефект удалось исправить, но это стоило заказчику просто «ОГРОМНЫХ» денег. А вот со вторым дефектом ничего сделать не удалось.

Итак, а что необходимо обязательно обратить пристальное внимание при подборе видеооператора на праздник:

1)      Обязательно лично встречайтесь с видеооператором! Это даст вам возможность  составить свое мнение о данном профессионале. Желательно взять с собой на встречу еще кого ни будь, чтобы потом обсудить все «ЗА» и «ПРОТИВ».

Вывод: В любом случае при своем выборе вы должны будете полагаться на свою интуицию и умение оценить факты увиденных нюансов при встрече.

 

2)      Избегайте встреч на улице, в кафе, в автомобиле, т.к. эти встречи малоинформативные. Если видеооператор еще и монтажер, а это как правило встречается в 95% случаев из-за того, что разорванные процессы съемки и монтажа стоят гораздо дороже (отдавать видеооператору свои «кровные» за качественный монтаж очень не хочется), идеальным местом встречи будет рабочее место последнего.

Рабочее место монтажера должно напоминать стол учителя – педанта. Дело в том, что в видеопроизводстве монтаж занимает очень важную роль. При помощи разного монтажа, из одного и того же материала можно сделать динамический музыкальный фильм или мелодичную любовную историю. Монтаж - очень сложный процесс, где требуются такие качества как усидчивость, собранность, личная организованность, трудолюбивость (даже трудоголизм),   развитая зрительная память, воображение… Работа монтажера достаточно монотонна и ответственна, при которой всегда нужно сохранять вдохновение и «полет души» для индивидуальности, художественности и высокого качества конечного видео фильма.

Монтаж в видеопроизводстве занимает 80% времени. Очень сложно представить себе неряшливого холерика – усидчивым, собранным и лично организованным монтажером!

Вывод: обратите внимание на рабочее место видеооператора – монтажера. Оно должно быть аккуратным и чистым. Это придаст Вам немного уверенности в том, что человек обладает определенной педантичностью. Он подойдет к Вашему заказу со всей скрупулезностью и не оставит приятные мелочи видеофильма без внимания.

 

3)      Попросите показать разные работы и четко объяснить от чего зависит их стоимость.

Это один из самых сложных моментов, т.к. аматеры – студенты на данном этапе пытаются заказчику запудрить голову, чтобы не было дополнительных вопросов. Так же на данном этапе некоторые даже пытаются обмануть заказчика, показывая не свои работы, а работы других профессионалов (очень часто встречается данный факт при заказе видеооператора «через интернет»). По этому многие уважающие себя профессионалы используют в своем видео какие либо отличительные знаки на протяжении всего видеофильма, которые зачастую содержат в себе название той или иной студии. Эти знаки помогают защитить авторство своих работ. С вашей стороны будет не лишне посмотреть работы, записанные не только на постоянных носителях (диски, флешки) а так же посмотреть некоторые работы на сайте (видеоканале) данного профессионала или студии.

Если вы не можете четко для себя понять, чем цена одной работы отличается от другой, то это может говорить в основном о двух вещах: либо человек не может в силу разных обстоятельств, толком объяснить нюансы ценообразования (например, он не контролирует полностью весь процесс видеопроизводства и монтаж делает другой специалист, который может повысить цену) или с Вас пытаются содрать больше денег. Попытайтесь выяснить это следующими вопросами и если на них вы услышите ответ «Да», то это должно Вас насторожить: «Скажите, вы сами делаете и видеосъемку и монтаж?» «Вы сами составляете сценарий съемки или прибегаете к услугам внешних сценаристов?» «У вас есть постоянные штатные или внештатные операторы, которые снимают с вами видео в две, три и более камер?»(этот вопрос нужен, если Вы хотите заказать многокамерную съемку. Этим вопросом вы покажете, что понимаете вопрос фиксированной цены второго, третьего и т.д. видеооператора (обычно, они берут фиксированную цену за день). Например: если дополнительный оператор стоит 500 грн., то два оператора будут стоить 1000 грн. и никак иначе. Предупреждаем, что работа по видеомонтажу в многокамерной съемке вполне вероятно будет стоить дороже, чем в однокамерной).
                Так же на данном этапе многие пытаются сразу перевести встречу в торги за цену услуги. 

Не спешите! К этому Вы прейдете позже!!! Очень многие данным шагом пытаются сделать так, чтобы побыстрее договориться и избежать еще как минимум двух немаловажных вопросов!

Выводы:

a.Посмотрите несколько работ и попытайтесь понять, что влияет на ценообразование. Дополнительную уверенность должно прибавить защищенное фирменными знаками видео по всему времени  проигрывания. Так же желательно посмотреть видеоработы на сайте данной студии. Видео должно Вам понравиться!

b.На данном этапе нельзя переходить к торгам за окончательную стоимость услуги, т.к. есть еще кое что, в чем Вы должны обязательно увериться…

 

4)      Обязательно попросите показать ту аппаратуру, которой будут производить съемку Вашего видеофильма! Здесь есть несколько основных моментов, на которые Вы должны обратить внимание!

ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы профи- видеокамера снимала в формате не менее 1920 Х 1080i FULL HD (4К формат пока у нас не распространен, но на будущее набирает обороты). В этом можно убедиться либо по надписи на самом аппарате или по описанию в паспорте аппарата. Даже если этот формат потом пережать в формат DVD 720 Х 576, четкость видео будет выше, чем у отснятого сразу видео формата DVD.

ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы профи- видеокамера записывала видео – аудио поток на FLASH накопитель высокого класса записи (не менее 8). Избегайте старой аппаратуры, которая записывает на всевозможного рода пленочные кассеты. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что на данную аппаратуру нельзя снять видеоматериал, но в связи с устаревшей технологией сейчас очень мало качественных кассет, да и самое уязвимое место в старых камерах это лентопротяжный механизм. Вы должны знать, что заказывая оператора с кассетной аппаратурой вы играете в лотерею, где из-за некачественной кассеты или старенького лентопротяжного механизма могут появиться на экране дополнительные полосы, картинка может «снежить» или пленку вообще может зажевать. Иногда из-за вышеописанных дефектов, старенькие камеры вообще перестают записывать материал, показывая неисправность головок и т.п.

Если у Вас есть возможность заказать съемку DSLR камерами, то лучше ею воспользоваться, т.к. качество съемки этими аппаратами при «умелых руках» ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ. Они записывают видео в формате 1920 Х 1080 FULL HD на FLASH накопители высокого класса записи.  Единственно то, на чем мы хотели бы обратить в данном случае Ваше внимание это то, что стоимость такой съемки выше. Так же безопаснее и лучше заказать в данном варианте много камерную съемка (например: двумя операторами в 2 камеры).

Попросите видеооператора показать аппаратуру в работе. Пусть он включит аппарат и немного при Вас поснимает. Обязательно пусть снимет приблизив какие либо предметы (желательно небольшие по размеру: наручные часы, маленькую детскую куклу и т.п.). Далее желательно на большом экране сразу просмотреть отснятое видео. Обратите внимание, не дрожит ли отснятая картинка. Так же качество аппаратуры может показать четкость картинки сильно приближенного объекта.

Так же дополнительную уверенность в профессионализме добавит тот факт, когда Вам сразу покажут штативы или моноподы, дополнительные осветительные приборы или микрофоны (и т.д.), которыми будут пользоваться при съемке Вашего видеофильма.

 

Конечно, многие «профи» могут сейчас начать критиковать данный пункт, говоря о том, что «в руках профессионала и палка стреляет», но поверьте: ни один охотник профессионал не ходит на охоту с «палкой»! Любой профессионал, который дорожит своей репутацией не будет ходить снимать допотопной камерой, рискуя, что в самый ответственный момент она может его подвести! Так же, для поднятия имиджа, любой профи будет усовершенствовать не только свои навыки, но и свои орудия производства.

Выводы:

a.Камера должна быть профессиональной, которая снимает в формате 1920 Х 1080 FULL HD на FLASH накопители высокого класса записи.

b.На отснятом при Вас видео не должна дергаться картинка, а приближенные объекты должны иметь высокую четкость. Смотрите видео на большом экране, т.к. на экране видеокамеры эти дефекты Вы можете не заметить.

c.Дополнительным плюсом будет просмотр дополнительного оборудования, которое будет использоваться при съемки Вашего видеофильма.

Если вы получили недостаточно позитива от увиденного и услышанного выше,

к  следующему пункту не переходите!

Возьмите паузу, чтобы обдумать предложение, или возможно

сравнить его с другими предложениями!

 

5)      Попросите видеографа набросать Вам сценарий Вашей видеосъемки. Разберите в тезисах: как будет начинаться съемка, какие будут места прогулки, стиль видео и т.д. Так же обсудите, какие клипы будут в фильме, какую музыку будут использовать (оговорите использование Ваших любимых композиций), сколько по продолжительности может получиться фильм, в каком формате вы хотите его получить (DVD или FULL HD или то и другое), когда будет готов фильм после съемки.
 

Вывод: таким образом вы вовлечете видеографа в процесс видеопроизводства и отвлечете его от насущного вопроса – цены услуги!

 

6)      Теперь самое время окончательно определить цену, пользуясь полученной информацией в п.3 и п.5., которые обязательно отразят ваши пожелания к готовому фильму. Здесь Вы сможете проверить себя и свои способности в умении торговаться.

Советы:

a.Определив окончательную цену, постарайтесь ее разбить на 3 части: задаток (не более 20% от общей стоимости); 1-ая основная часть, которую Вы будете готовы заплатить в конце основного съемочного дня (не более 40% от общей стоимости); 2-ая основная часть, которую вы отдадите при получении итогового фильма (остаток от основной суммы).

b.Оговорите, что будет, если вам не отдадут в оговоренное время Ваш заказ. Чем видеостудия готова ответить за несвоевременность изготовления фильма (НАПРИМЕР: некий штраф за просрочку). Этот пункт очень не любят обсуждать видеографы, но в момент обсуждения вы сможете еще раз увидеть человека, на сколько он ответственный. Так же Вы хотя бы обозначите дату получения результата (иногда видео делают год после съемки и в этом виноваты не только видеографы, но и Вы).

c.Не давайте задаток, если Вы в чем то не уверены!!! Его Вам потом никто не вернет!!!

 

7)      Всегда оставляйте за собой право последнего решения! Попросите пару телефонов предыдущих заказчиков для получения отзывов. Поверьте, Вам всегда с удовольствием расскажут свои впечатления о том или другом профессионале или студии. Это последний шанс проверить или опровергнуть свои опасения!

 

Если вдруг в момент обсуждения всех 7 пунктов, видеограф или студия внезапно отказываются от сотрудничества с Вами, знайте - это очень хорошо. Обычно это происходит в том случае, когда исполнитель понимает, что не сможет сделать то, что Вы от него хотите, как заказчик! И лучше пусть сразу это определится, чем потом, когда Вы полностью рассчитаетесь, и, прейдя  домой поймете, что «это совсем не то, что хотелось»!

ИТОГ:

1.Постарайтесь заранее начать поиск себе тамады, ди-джея, видео- и фото- оператора. Чем раньше это произойдет, тем больше времени у Вас будет качественно разобраться в этом вопросе, а мы Вам постараемся в этом помочь. Так же не забывайте, что они могут Вам посоветовать и место проведения Вашего торжества, и автомобили, и сценарий проведения и т.д.

2.Встреча с видеографом займет у Вас не более 1,5 часов (решение с 1 по 6 пункт), получение отзывов не более 10 минут и не более 5 минут для передачи задатка. Итак: на одной чаше весов 1 час 45 минут вашего времени, а на второй чаше заказ видеографа, от которого потом может быть больше проблем нежели толку! РЕШАТЬ ВАМ!

3.Напишите себе список вопросов, на которые Вам необходимо будет получить ответы. Это снизит шансы Вас запутать!

4.Только после того, как у вас сложилось положительное мнение, вступайте в финансовые взаимоотношения с исполнителями Вашего заказа.

5.Критично относитесь к дополнительным одновременным услугам видеооператор+авто одновременно на свадьбу или видеооператор+фотооператор одновременно на свадьбу. Мы считаем что каждый должен заниматься своим делом. Видеограф всегда должен думать о сценарии и сюжете видеофильма. Фотооператор должен думать о том. Как через фото передать эмоции. Водитель свадебного автомобиля должен думать о превилах дорожного движения и о безопастности передвижения кортежа.

 Нельзя одной рукой варить борщ, а второй красить забор.

 

P.S. Данная статья не гарантирует Вам, что вы не можете ошибиться при выборе видеографа себе на праздник, но если бы будете придерживаться наших советов, шансов на ошибку у Вас будет ГОРАЗДО меньше.

 

Студия Сапаже «S@page», 2015 год.

Сделайте свои воспоминания яркими!